13:02 История развития скоростных поездов TGV | |
История развития скоростных поездов TGVСегодня по железнодорожным магистралям Франции ежедневно курсируют десятки скоростных поездов, скорость которых достигает 300 километров в час. А начиналось все 25 лет назад. Именно тогда успешно завершил свой первый пассажирский рейс по маршруту Париж–Лион–Париж поезд-экспресс нового поколения, способный мчаться со скоростью 260 километров в час. «Высокоскоростной поезд? Подобного рода проект – пустая трата денег, через 10 лет эксплуатация поездов вообще прекратится. С рынка пассажирских перевозок их вытеснит автомобильный и авиационный транспорт». Примерно так оценивали скептики в конце 50-х годов прошлого столетия поставленную инженерами Национального общества железных дорог Франции (SNCF) цель создать поезд-экспресс, который мог бы перевозить пассажиров со скоростью 300 километров в час при полной для них безопасности. В 1964 году, когда при финансовой поддержке правительства во Франции полным ходом велись работы по конструированию экспрессов на магнитной подвеске и уже был разработан первый двигатель локомотива, работающий на газе, способный обеспечить скорость 200 километров в час, коллеги из Страны восходящего солнца нанесли по самолюбию французов ощутимый удар. По случаю Олимпийских игр в Токио японские инженеры сконструировали железнодорожный экспресс Shinkansen, разгонявшийся до 220 километров в час. Это подтолкнуло французов к разработке ультрасовременного двигателя, работа над созданием которого была завершена в 1971 году и который получил кодовое название X4300 TGS. При испытаниях он позволял развивать скорость 252 километра в час. Ободренное успехом, SNCF поручило французскому промышленному консорциуму во главе с компанией Alstom Atlantique создать с целью последующего внедрения в эксплуатацию еще более мощный двигатель. Такой двигатель был сконструирован, получив название TGV 001 (TGV – аббревиатура от французского «высокоскоростной поезд»). Он был способен разогнать поезд-экспресс до 318 километров в час, но имел один большой недостаток: работал на газе. Поскольку в 1973 году грянул мировой нефтяной кризис, в результате чего цены на горючее резко возросли, от идеи эксплуатации TGV 001 пришлось отказаться. Тогда французские инженеры сделали ставку на создание электродвигателя, несмотря на всю затратность проекта. Ставка была правильной, и уже в 1974 году они сконструировали моторный вагон Zebulon c двигателем Z7001. В течение 20 месяцев испытаний его пробег составил свыше одного миллиона километров, из них 25 тысяч на скорости, превышающей 300 километров в час. За испытательный период инженерам удалось облегчить массу моторного вагона на две с половиной тонны. В 1976 году тогдашний президент Франции Валери Жискар д’Эстен взял под личный контроль сооружение между Парижем и Лионом первой железнодорожной трассы для высокоскоростных экспрессов. Двумя годами позже на заводе Alstom во французском городе Бельфор были собраны два ТGV-первенца, которых «окрестили» Патрик и Софи. Они оказались более чем капризны: в их конструкции потребовалось внести около 15 тысяч различного рода модификаций, прежде чем «близнецы» полностью удовлетворили своих создателей. Первая попытка ввода экспрессов ТGV в коммерческую эксплуатацию была предпринята SNCF в 1980 году, однако не была успешной. Зачетные испытания движения поездов с пассажирами выявили один-единственный, но серьезный недочет: поддерживать разговор в вагоне было невозможно. Пассажиры попросту не слышали друг друга из-за сильного шума, возникавшего в результате вибрации. Проблему удалось решить при помощи резиновых протекторов, которые установили в узле подвешивания и которые позволили высокоскоростным поездам справиться с вибрацией. Начало эре TGV было положено в 1981 году сменившим д’Эстена на посту президента Франции Франсуа Миттераном, который дал старт эксплуатации первой высокоскоростной железнодорожной магистрали на территории Европы. При скорости движения 260 километров в час экспресс ТGV преодолевал расстояние между Парижем и Лионом за два часа. До французов подобного успеха удалось добиться лишь японцам. Коммерческий эффект от начала эксплуатации TGV оказался более значительным, чем ожидалось. «SNCF без TGV просто не выжило бы», – признался недавно бывший директор компании Луи Галуа. Сегодня по железнодорожным магистралям Франции ежедневно курсируют десятки скоростных поездов, скорость которых достигает 300 километров в час. ТGV активно перешагивают границы. Они уже связали Францию с Бельгией, Великобританией и Германией, а в скором времени соединят также с Италией и Испанией. С учетом перспективы создания на территории Европы высокоскоростных трансграничных железнодорожных коридоров промышленные компании уже работают над созданием еще более скоростных экспрессов повышенной комфортности. В частности, французская
Alstom конструирует TGV четвертого поколения под кодовым названием AGV
(Automotrice a Grande Vitesse - высокоскоростной моторный вагон),
способный разгонятся до 350 и выше километров в час . Ожидается, что экспериментальный прототип такого экспресса будет создан в конце 2007, а его испытания планируется завершить в 2008 году. Путем повышения скоростных возможностей TGV европейские железнодорожники рассчитывают отобрать у авиаторов как можно большую долю рынка международных пассажироперевозок. «Все мы – японцы, корейцы, немцы и французы – задались целью «перевалить» рубеж скорости 350 километров в час, однако это связано со значительным ростом потребления электроэнергии», – заметил в этой связи заместитель директора SNCF Гийом Пепу. По его словам, повышение скорости движения TGV также неотъемлемо
связано с решением проблемы создания усовершенствованных систем
торможения и шумопоглощения.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |