12:17 Колесо истории | |
Сейчас этой линии нет, поэтому для многих она остаётся загадкой.
Строительство же пути диктовалось необходимостью удобного передвижения
императорских поездов от резиденции царя в Александровском парке
Царского Села. Как известно, Николай II ездил почти исключительно по
железной дороге. В январе 1900 года император учредил специальную строительную комиссию.
Сооружение пути велось Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской дороги
(председатель правления Николай Островский) под руководством главного
инженера Степана Штольцмана. 21-вёрстная линия начиналась вблизи вокзала
Царскосельской железной дороги, полторы версты шла параллельно ей на
расстоянии 4,5 сажени. А затем отклонялась вправо и заканчивалась в
Фёдоровском городке Царского Села, где действовала императорская
станция, с которой поезда российского монарха уже шли в Гатчину. На ней
были устанавлены Пост 3-й версты и Средний. Ещё шло строительство, а комиссия уже решала вопрос о том, кто будет эксплуатировать дорогу. Н. Островский предлагал своё общество, мотивируя это её соседством и
наличием некоторых общих сооружений. Но инспектор императорских поездов
Николай Копыткин выступил за Петербурго-Варшавскую дорогу, являвшуюся
государственной. Всё-таки по ней (а именно до Гатчины) чаще всего ездила
царская семья, на ней же ближе была база ремонта (на МВР дороге –
только в Дно). Близость же пути к Царскосельской дороге он считал
несущественной, подобное в России уже осуществлялось. И Копыткину
удалось убедить комиссию в своей правоте. Во второй половине 1901 года началась приёмка Императорского пути
Петербурго-Варшавской железной дорогой. Приёмочная комиссия внимательно
осмотрела и его, и соединительные ветви, построенные
Петербурго-Варшавской и Путиловской дорогами. Она установила, что путь
«надлежаще подготовлен и оборудован для возможности обращения по нему
поездов чрезвычайной важности при средней скорости движения 42 версты».
Предельную скорость установили в 55 вёрст в час, время пробега – 30
минут (весной – на 5–10 минут медленнее). Ремонт возлагался на первую
роту 1-го железнодорожного батальона, который обеспечивал и охрану
линии. Если бы речь шла о другой дороге, на этом, вероятно, всё и закончилось.
Но путь-то был Императорским, а оставались недоделки. В частности, не
установили металлический шатёр над путями петербургской станции
(временно его заменял деревянный). В итоге окончательно в эксплуатацию
линию приняли только 19 декабря 1902-го. А на следующий день император
отметил «отличное исполнение работ». В последний же день того года по
этой линии Николай II с семьёй переехал из Царского Села в Зимний дворец
«на жительство». На петербургской станции, на берегу Введенского
канала, в недавно построенном архитектором Станиславом Бржозовским
Императорском павильоне была организована встреча монарха со
строителями. Н. Островский подарил царю альбом с видами пути и ответил
на его вопросы.
Этот павильон сохранился, он находится у первой платформы Витебского вокзала.
| |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |