00:13 Зачем Укрзализныця экономит на работниках | |
С 1 апреля "Укрзализныця" переходит в режим жесткой экономии. В государственном предприятии решили оптимизировать затраты на оплату
труда, и поэтому переводят большинство сотрудников на 4-дневную рабочую
неделю. Некоторых работников ждут еще и неоплачиваемые отпуска. Неполная рабочая неделя, неоплачиваемый отпуск и ряд других "экономных" неожиданностей, вроде бы, вводятся временно - для улучшения финансового состояния железной дороги, которая сейчас страдает от падения объемов перевозок. И хотя украинская власть - то ли в лице президента Виктора Януковича, то главы правительства Николая Азарова - любит рассказывать о стабилизации и выходе из кризиса, похоже, на "УЗ" это совсем не распространяется. И до кризиса и после него ситуация в компании всегда была, мягко говоря, плохой. Это может понять любой человек, который сегодня пользуется услугами отечественной железной дороги, и не по наслышке знаком с ее "легендарным" сервисом, обслуживанием и другими не самыми приятными "преимуществами" путешествия поездом. В конце концов, после более детального ознакомления с внутренней обстановкой в "УЗ", а именно с условиями труда персонала и особенностями его существования в системе координат налаженной коррупционной системы, становится понятным, почему украинцы не могут рассчитывать на знаменитый сервис с маркой Европы. Ход конем "Экономическая правда" и другие издания немало писали о том, что с "Укрзализныци" немало денег отмываются через не совсем прозрачные тендеры. В частности, недавно "Наши деньги" зафиксировали следующее: "Хоть "Укрзализнычпостач" (закупочное подразделение "Укрзализныци") и остался на свету, но госпредприятия "Укрзализныци" исчезли. Например "Дарницкий вагоноремонтный завод" (один из операторов грузовых перевозок "УЗ") сделал ручкой тендерным процедурам, и с ним ушло 3,37 млрд грн годового объема закупок. Из этой суммы, напомним, 2,57 млрд грн пошло двум фирмам - "Премьер Лизинг" и "ТД "Укртранс", основанным в логове Януковича-Пригодского". Следовательно, можно было бы только остановить проведение сомнительных тендеров, и хватило бы денег на заработную плату рабочим. Однако, руководство "УЗ" выбрало прямо противоположный путь. Идея сэкономить на оплате труда уже давно бушует в головах руководителей "Укрзализныци" и чиновников. И первые планы имели более радикальный характер. В частности, накануне Нового года стало известно, что железнодорожников ждут массовые сокращения. Под "урезания" штата могли попасть около 45 тысяч сотрудников "УЗ", которых собирались уволить в течение первого полугодия 2013 года. Сейчас численность работников госмонополии составляет 385 тысяч. То есть, сократить планировали почти 12% сотрудников. Впрочем, железнодорожникам повезло. Митинг под Кабмином в начале января 2013 заставил чиновников отказаться от прежних планов. Тогда у здания правительства собрались около 300 представителей профсоюзных организаций и железнодорожников. Участники требовали повысить зарплату сотрудникам этого года на 25% и гарантировать сохранение штата в условиях сокращение грузовых перевозок. В случае невыполнения их требований участники акции угрожали остановить работу транспорта. В конце концов, украинским железнодорожникам повезло больше, чем их коллегам в Греции, Испании и некоторых других европейских государствах. От сокращений в Кабмине таки отказались. После встречи представителей профсоюзов с членами правительства, "УЗ" пообещала не сокращать штат в 2013 году, и заявила о планах повысить зарплату на 15,8% и выделить около 3 миллионов гривен на проведение исследований условий труда локомотивных бригад. Между сторонами был подписан соответствующий Протокол. Однако какой ценой? Оказывается, в "УЗ" пошли на уступки лишь при условии, если для всех рабочих будет сокращено рабочее время, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, с уменьшением зарплаты. То есть, чиновники все равно нашли способ, как избежать дополнительных расходов - "и овцы целы, и волки сыты". Впрочем, "овцы" хотя и цели, но "сытыми" они точно не будут при таких условиях. Так, официальный месячный заработок среднестатистического проводника - около 2,5 тыс грн. Не слишком большая сумма, а теперь от нее еще и "отрежут" пятую часть, пусть за это железнодорожник и получит еще один выходной в неделю. Для сравнения - номинальная заработная плата по Украине в январе 2013 года составляла 3 тыс грн. Новые правила начинают работать с 1 апреля 2013 года. Об этом говорится в документах, которые попали в прессу. В них отмечается, что руководители должны сообщить подчиненным о необходимости введения режима неполной рабочей недели и уволить тех, кто не согласится работать в изменившихся условиях. Подобные письма получили все предприятия каждого из подразделений "Укрзализныци". По словам председателя Свободного профсоюза железнодорожников Украины Владимира Козельского, к таким шагам в "УЗ" прибегают уже не впервые. Эта практика часто применялась в 90 годах, и в новом столетии. Дело в том, что зимой традиционно снижаются объемы грузовых перевозок, которые фактически являются основной "прибыльной" статьей государственного предприятия, поэтому сокращением рабочего времени персонала "УЗ" пытается частично компенсировать потери. Еще один способ, к которому прибегают менеджеры железной дороги, и который любят использовать много украинских работодателей, - неоплачиваемые отпуска. Обычно, от гендиректора "УЗ" в подразделения поступают директивы, в которых указывается, что руководители предприятий не должны препятствовать желанию работника уйти в отпуск за свой счет. Так все выглядит только в документах, впрочем, на практике подчиненных заставляли писать заявления на неоплачиваемые отпуска. Поговаривают, что довольно часто эти "инструменты" для оптимизации расходов стали применяться, когда "УЗ" во второй раз возглавил нынешний Министр инфраструктуры Украины - Владимир Козак. | |
|