20:24 Сапсан-лучше горькая, но правда!!! | |
Редактор отдела бизнеса "Коммерсанта" Рената Ямбаева выдала в четверг
потрясающую колонку. И поскольку за 2 дня опровержений со стороны РЖД
не появилось - все что написано про Сапсан, пути и прочее - верно на
100%. Собственно об этом нами написано много и не раз. Но на нас в РЖД
не реагируют - интересно, какие выводы сделают из этой колонки. Если
никаких, то и Сапсану, и руководству РЖД в нынешнем виде осталось
совсем мало времени - только вещички собрать! Наслаждайтесь, если кто не купил "Коммерсант" в четверг Белые немецкие поезда "Сапсан", которые с 18 декабря ходят между Москвой и Петербургом, на Ленинградском вокзале выглядят чужеродно. Особенно с учетом ведущего к платформе разбитого асфальта и ларьков с порнографией вокруг. Плохо совместимы "Сапсаны" и с российскими железными дорогами: их колеса с трудом переносят отечественные рельсы и температуры (см. "Ъ" от 8 февраля). С россиянами у "Сапсанов" тоже не все в порядке. По рассказам президента РЖД Владимира Якунина, на пути ставят двухметровых снежных баб ("вы представляете, что такое экстренное торможение на скорости 200 км/ч?", кстати, ремней безопасности в "Сапсане" нет), а в окна кидают камни. Может, я бы тоже кинула камнем в поезд, который сбивает с ног воздушной волной, проезжая мимо на скорости 200 км/ч. "Сапсан" на полустанках не тормозит, я проверяла, да и крупные города проезжает в хорошем темпе.
Собственно, ничего другого и не стоило ожидать от запуска
высокоскоростного поезда по общим путям, где ходят электрички и
товарняки. Я помню, как в 2005 году возглавлявший тогда РЖД Геннадий
Фадеев подписывал с Siemens соглашение о выпуске "Сапсана" — с
отвращением. В монополии не ждали от контракта ничего, кроме проблем и
убытков. Но за спиной у президента РЖД стоял президент России Владимир
Путин, а по правую руку — канцлер Германии Герхард Шредер. Незадолго до
этого Россия отказала Siemens в покупке "Силовых машин", а "Газпром"
начинал проект газопровода Nord Stream. У РЖД не было шансов избежать
соглашения, которое, по словам Владимира Путина, "загрузит немецкие
заводы контрактами до 2015 года". Новое руководство монополии смогло
лишь сократить объем закупок.
Кроме €276 млн на поезда и еще €300 млн на сервисный контракт РЖД
пришлось потратить более 15 млрд руб. на подготовку путей из Москвы в
Петербург. Еще 9 млрд руб. уйдет на линию Москва — Нижний Новгород, где
тоже должен поехать "Сапсан". То есть общий бюджет проекта составляет
около €1,2 млрд. В идеальной ситуации работы восьми поездов (сейчас
пять) на самой доходной линии Москва—Петербург с загрузкой 90% по
тарифу дневного рейса они могут приносить €168,7 млн в год.
Топ-менеджер РЖД рассказал мне, что себестоимость рейсов составляет
половину этой суммы. То есть окупятся вложения в лучшем случае за 15
лет.
Но цифра расходов выглядит заниженной. Так, она не учитывает потери от отмененных из-за "Сапсана" поездов и
электричек. Роста пассажиропотока между Москвой и Петербургом "Сапсан"
не обеспечил: перевозки на линии в январе снизились почти на 13%, тогда
как в целом по сети — только на 7%. Кроме того, никто не оценивает
затраты на ремонт путей, исходно не рассчитанных на движение с такими
скоростями. Партнеры и конкуренты РЖД рассказывают, что после каждого
"Сапсана" определенные участки требуют, мягко говоря, усиленной
профилактики. Это подтверждают и мои источники среди российских
геодезистов, проводящих нивелировку путей. В монополии все категорически опровергают. Но она сама на днях сообщила, что в связи с введением двух дополнительных "Сапсанов" и "плановыми летними работами" время следования поездов вырастет до 3 часов 55 минут — 4 часов 45 минут. Это на 15 минут дольше, чем обычный "Невский экспресс". Когда "Сапсаны" снова станут высокоскоростными, в РЖД уточнить не могут. Так что ситуация развивается прямо по Стругацким: "Позже выяснилось, что самонадевающиеся ботинки стоят дороже мотоцикла и боятся пыли и сырости". | |
|
Всего комментариев: 0 | |